Стандарты ответственного ведения бизнеса

Многие международные организации занимаются разработкой стандартов ответственного ведения бизнеса (далее – ОВБ). В разное время ОЭСР, ООН, МОТ, ИСО и другие организации создавали набор принципов, стандартов, которым должны были соответствовать компании при осуществлении своей деятельности. Одной из первых организаций, которая сформировала стандарты ОВБ, стала ОЭСР.

Стандарты ОВБ для компаний рассматриваются ОЭСР в качестве инструмента для улучшения инвестиционного климата в стране и, по своей сути, они представляют собой компиляцию всех наработок международных организаций и многосторонних секторальных инициатив бизнеса, направленных на соблюдение законодательства страны в области защиты прав человека и экологии, уплаты налогов, обеспечения надлежащих условий для трудящихся, поддержания условий справедливой конкуренции, борьбы с коррупцией, распространения достижений в науке и технике
и транспарентности ведения бизнеса. Для реализации таких стандартов ОЭСР рекомендует внедрять на предприятиях систему управления рисками от хозяйственной деятельности компании в вышеуказанных сферах.

В ОЭСР инициирована работа по ограничению доступа к государственным закупкам, экспортному кредитованию с государственной поддержкой для тех компаний, которые не внедрили стандарты ОВБ. ОЭСР рекомендует положения о соблюдении стандартов ОВБ включать в региональные торговые и инвестиционные соглашения. В 2018 году Лондонская биржа цветных металлов приняла правила, согласно которым компании без внедрения стандартов ОВБ не допускаются до торгов. Российские компании, не соблюдающие стандарты ОВБ, через свои зарубежные представительства могут стать объектом досудебного урегулирования споров в НКЦ любой из 47 стран, подписавшей Декларацию.

Многие страны устанавливают требование о соответствии компаний стандартам ОВБ в качестве обязательного при доступе к государственным закупкам; поддержке экспорта; управления госпредприятиями; и т.д., что делает стандарты барьером для сотрудничества с российскими компаниями. Во Франции, например, законодательно закреплено требование к компаниям соответствовать стандартам ОВБ.

Некоторые страны формируют план действий по имплементации стандартов ОВБ в работу компаний. В 2016 г. в США был принят первый национальный план по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса. В рамках плана предусматривается развитие международного сотрудничества (подписание совместных меморандумов со странами о приверженности стандартам ответственного ведения бизнеса, продвижение данной повестки в международных организациях и торговых соглашениях и др.), внесение изменений в национальное законодательство. Так, например, в соответствии с планом вводится запрет на ввоз товаров, которые были произведены с использованием принудительного труда.

Внедрение стандартов ОВБ становится необходимым элементом благоприятного международного инвестиционного климата. Кроме того, внедрение стандартов ОВБ в работу компаний необходимо для их встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Система ОВБ с участием правительства наиболее полно реализована в Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям с секторальными руководствами для добывающей промышленности, с/х, текстиля и обуви. Почти аналогичная инициатива для бизнеса реализуется в ООН в соответствии с Глобальным договором (без участия правительств). В настоящее время реализуется более 10 узкосекторальных инициатив бизнеса по химии, углю и пр.

По итогам проведенных Минэкономразвития России на площадке РСПП консультаций с деловыми кругами можно сделать вывод о том, что работа по внедрению стандартов ОВБ, разработанных в рамках Глобального договора ООН, проводится экспортно-ориентированными компаниями, в первую очередь относящимися к добывающей отрасли промышленности. Бизнес, чья сфера деятельности сосредоточена на внутреннем рынке, относит такие стандарты к избыточным административным барьерам.

Внедрение стандартов ОВБ в деятельность российских компаний представляется необходимым условием для сохранения российского экспорта и включения российских производителей в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этих целях Минэкономразвития России совместно с деловыми кругами продолжит работу, направленную на внедрение стандартов ОВБ в практику их деятельности.

Задача о подготовке российских компаний к новым требованиям международной торговли и повышении их международной конкурентоспособности за счет внедрения на предприятиях системы управления рисками включена в План работы по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с ОЭСР на 2019-2020 годы (утвержден протоколом заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 5 февраля 2019 г. № 1).

Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня ключевых (базовых) показателей публичной нефинансовой отчетности (по состоянию на 17.05.2019).

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий (редакция 2011 года). OECD (2013), OECD Guidelines for Multinational Enterprises 2011 Edition (Russian version), OECD Publishing http://dx.doi.org/10.1787/9789264203204-ru

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. Ответственное ведение бизнеса имеет значение.

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. Рекомендации по ответственному ведению бизнеса в контексте глобализации

Руководства по секторам:

ОЭСР/ФАО (2016), Руководство ОЭСР-ФАО для ответственных сельскохозяйственных цепочек поставок, Издательство ОЭСР, Париж, http://dx.doi.org/10.1787/9789264251052-en

Область действия и применение «деловых отношений» в финансовом секторе в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР для многонациональных предприятий

ОЭСР (2017), Ответственное ведение бизнеса для институциональных инвесторов: Ключевые аспекты для институциональных инвесторов в отношении проведения комплексной оценки в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР для Транснациональных корпораций

ОЭСР (2017), Практические меры компаний для выявления и противодействия наихудшим формам эксплуатации детского труда в рамках цепочек поставок полезных ископаемых

Больше информации на сайте https://mneguidelines.oecd.org/